Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №1 г. Петушки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учителям | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Профессии рабочих производства
ВЛАДИМИР 2004 Сборник содержит описание основных профессий рабочих промышленного производства; требования, предъявляемые профессиями данного типа к человеку; тест на определение профессиональных склонностей. Предназначен для профконсультантов ЦЗН,
специалистов по профориентации, школьников, а также лиц, желающих
получить рабочую профессию. СОДЕРЖАНИЕTOC \o "1-1" СОДЕРЖАНИЕ............................................................................................................................... PAGEREF _Toc62621309 \h 3 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................................... 4 АППАРАТЧИК..................................................................... PAGEREF _Toc62621310 \h ВОДИТЕЛЬ ПОГРУЗЧИКА................................................. PAGEREF _Toc62621311 \h ЖЕСТЯНЩИК...................................................................... PAGEREF _Toc62621312 \h ЗАТОЧНИК.......................................................................... PAGEREF _Toc62621313 \h КОНТРОЛЕР ДЕТАЛЕЙ И ПРИБОРОВ.............................. PAGEREF _Toc62621314 \h ЛАБОРАНТ ХИМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА......................... PAGEREF _Toc62621315 \h НАЛАДЧИК СТАНКОВ С ЧИСЛОВЫМ ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ PAGEREF _Toc62621316 \h НАМОТЧИК КАТУШЕК..................................................... PAGEREF _Toc62621317 \h СЛЕСАРЬ-ВЕНТИЛЯЦИОННИК........................................ PAGEREF _Toc62621318 \h СЛЕСАРЬ КИП и А.............................................................. PAGEREF _Toc62621319 \h СЛЕСАРЬ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ........................ PAGEREF _Toc62621320 \h СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ............................................................................... PAGEREF _Toc62621321 \h 10 СЛЕСАРЬ-ИНСТРУМЕНТАЛЬЩИК........................................................................................... PAGEREF _Toc62621322 \h 11 СЛЕСАРЬ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ................................................................................ PAGEREF _Toc62621323 \h 12 СЛЕСАРЬ-РЕМОНТНИК.............................................................................................................. PAGEREF _Toc62621324 \h 13 СТАНОЧНИК ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ.................................................................................. PAGEREF _Toc62621325 \h 15 ТОКАРЬ........................................................................................................................................ PAGEREF _Toc62621326 \h 16 ТРАНСПОРТИРЩИК................................................................................................................... PAGEREF _Toc62621327 \h 18 ФРЕЗЕРОВЩИК........................................................................................................................... PAGEREF _Toc62621328 \h 18 ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК.......................................................................................................... PAGEREF _Toc62621329 \h 19 ЭЛЕКТРОМОНТЕР....................................................................................................................... PAGEREF _Toc62621330 \h 21 ПРИЛОЖЕНИЕ: Дифференциально-диагностический опросник............................ PAGEREF _Toc62621331 \h 23
Общая характеристика профессииРаботает в системах "человек-техник" (обслуживание и управление техническим устройством) и "человек-знак" (ориентация в ходе выполнения работ на дорожные знаки, железнодорожные сигналы при движении по пристанционным путям). Обслуживает аккумуляторные, тракторные погрузчики, вагоно-погрузчики или вагоноразгрузчики. Управляя грузозахватывающими механизмами, выполняет погрузочно-разгрузочные работы. Производит техническое обслуживание погрузчика и текущий ремонт его механизмов. Работает индивидуально. Для деятельности характерны немногочисленные контакты с коллегами по работе. Работает на открытом воздухе, в различных погодных и климатических условиях. К неблагоприятным факторам относятся вибрация, запыленность воздуха и его загазованность парами бензина. Профессия имеет 2-6 разряды. Требования к индивидуальным особенностям специалистаХорошая зрительно-моторная координация (на уровне движений всего тела), точный линейный и объемный глазомер, гибкое распределение внимания. Медицинские противопоказанияРабота противопоказана людям с заболеваниями: органов дыхания (бронхиальная астма и др.); сердечно-сосудистой системы опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм и др.); нервной системы (менингит, опухоли и др.); органов зрения (катаракта и др.); кожи с локализацией на кистях рук (дерматиты, экзема и др.). Требования к профессиональной подготовкеДолжен знать правила дорожного движения, движения по территории предприятия и пристанционным путям; устройство и правила эксплуатации погрузчика; технику безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ; способы погрузки и выгрузки грузов на всех видах обслуживаемого транспорта; правила подъема, укладки, перемещения разных видов груза; Должен уметь управлять погрузчиком и его грузозахватывающими механизмами; производить погрузочно-разгрузочные работы на всех видах транспорта в соответствии с Правилами техники безопасности; осуществлять техническое обслуживание и текущий ремонт погрузчика. Пути получения профессииПрофессиональные технические училища, производство.
ЖЕСТЯНЩИК Общая характеристика профессииРабота в системах "человек-техника" (обработка технических объектов, наладка механизмов) и "человек-знак" (использование чертежей, эскизов). Изготавливает и ремонтирует изделия и узлы из листового металла и труб (кожухи, облицовку для оборудования, баки и др.). Выполняет разметку и раскрой материала. Сгибает материал и вальцует цилиндрические детали. Осуществляет пайку, точечную сварку, сверление и выбивание отверстий. Испытывает готовые изделия и узлы на герметичность и прочность. Производит правку вмятин на ремонтируемых изделиях. Производит наладку прессов, пресс-ножниц и другого используемого оборудования. На конкретном производстве работа жестянщика может иметь свою специфику (вентиляционщик, автожестянщик). В настоящее время наиболее высокооплачиваемой и пользующейся спросом является специальность автожестянщика. Использует ручные инструменты и механическое оборудование. Работа в помещении, требует физических усилий. Основная рабочая поза - положение "стоя". Подвергается воздействию шума, испарений веществ, применяемых при пайке. Профессия имеет 2-5 разряды. Требования к индивидуальным особенностям специалистаФизическая сила, хороша зрительно-моторная координация (на уровне движений рук), точный линейный и объемный глазомер, пространственное воображение, хорошая образная память и наглядно-образное мышление. Медицинские противопоказанияРабота не рекомендуется людям, имеющим заболевания: органов дыхания (хронический бронхит, хроническая пневмония и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, сердечная недостаточность и др.); опорно-двигательного аппарата, ограничивающие подвижность рук; нервной системы (менингит, миелит и др.). Требования к профессиональной подготовкеДолжен знать свойства листовой и сортовой стали, цветных материалов и сплавов; влияние отжига на механические свойства металлов; правила раскроя и построения разверток, приемы резки металлов; способы пайки и соединения изделий из различных металлов; правила наладки и проверки на точность гибочных и вальцовочных машин, приводных ножниц. Должен уметь "читать" чертежи; выполнять резку, гибку, вальцовку заготовок с использованием механического оборудования; производить пайку и соединение деталей из различных металлов; проверять изделия на прочность и герметичность; проводить наладку используемого механического оборудования. Пути получения профессии Профессиональные училища и лицеи.
НАЛАДЧИК СТАНКОВ С ЧИСЛОВЫМ ПРОГРАММНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ Общая характеристика профессииРаботает в системах "человек-знак" и "человек-техника". На предприятиях машиностроения и металлообработки осуществляет наладку механических и электромеханических, а также электронных блоков станков с программным управлением. Определяет технологическую последовательность обработки деталей, выполняет необходимые расчеты, подбирает инструмент, корректирует режим работы станка по результатам пробной обработки деталей. При корректировке и синхронизации работы различных систем станка, при поиске причин неполадок опирается на базовые знания по механике, электротехнике, программированию, гидравлике, использует схемы и чертежи станка, а также сенсорную информацию (наблюдает за работой механизмов, воспринимает шумы и вибрацию от их работы т.п.). Работа требует высокоточных моторных действий (регулировка органов управления станка). Наладчик 3-4 разряда занимается в основном наладкой электромеханических блоков станка, наладчик 5-6 разряда - электромеханических и электронных систем станка, в ряде случаев самостоятельно пишет и отлаживает программы для станков с числовым программным управлением. Использует ручные инструменты (отвертки, гаечные ключи и др.), контрольно-измерительные приборы (тестеры, осциллографы и др.). Работает в помещении. В отдельных случаях выполняет работы в вынужденном быстром темпе. Подвергается воздействию электромагнитного излучения. Профессия имеет 3-6 разряды. Требования к индивидуальным особенностям специалистаНормальная острота зрения и слуха, развитая кинестетическая чувствительность, точная зрительно-моторная координация (на уровне движений рук), способность к концентрации внимания в условиях помех и гибкому распределению внимания, оперативное мышление, пространственное воображение, склонность к работе с техникой. Медицинские противопоказанияРабота не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями: - нервной системы (менингит, неврозы и д.р.); - органов зрения и слуха (пониженная острота зрения и слуха, катаракта и др.). Требования к профессиональной подготовкеДолжен знать основы физики, геометрии, черчения, электротехники, гидравлики, теории металлообработки, электроники, программирования; устройство обслуживаемого оборудования, конструктивные особенности различных систем станков. Должен уметь "читать" и составлять чертежи, электрические схемы; пользоваться контрольно-измерительными приборами; производить отладку программы для станка; осуществлять наладку электромеханических и электронных блоков станка. Пути получения профессии Профессиональные училища и лицеи.
СЛЕСАРЬ КИП И А Общая характеристика профессииРаботает в системе «человек-техника» и «человек-знак». Осуществляет ремонт, сборку, профилактику, испытание приборов; определяет степень износа деталей и узлов; настройку, наладку устройств релейной защиты, электроавтоматики и телемеханики. Составляет и собирает схемы соединений. Проводит пайку, термообработку деталей. Диапазон разрядов 1-6. Требования к индивидуальным особенностям специалистаПрофессионально-важными качествами являются: внимательность, оперативное мышление, сенсорная память, хорошее зрение, четкая координация движений, аккуратность, хорошая зрительная память Медицинские противопоказанияМедицинскими противопоказаниями к освоению данной профессии являются: сердечно-сосудистые заболевания; болезни, сопровождающиеся потерей сознания; эпилепсия; серьезные нарушения координации движений; снижение остроты зрения; тремор рук. Требования к профессиональной подготовкеДолжен знать основы электротехники, техники, электроники, прикладной и физической оптики, метрологии и радиотехники; способы регулирования и градуирования приборов; основные свойства металлов, сплавов и других материалов; способы термообработки деталей с последующей доводкой. Пути получения профессииПрофессиональные училища, учебные комбинаты Родственные профессии (специальности)Слесари других специальностей.
СЛЕСАРЬ МЕХАНОСБОРОЧНЫХ РАБОТ Общая характеристика профессииОсуществляет сборку машин и механизмов, операции по подгонке, соединению, креплению отдельных деталей. Использует ручные и механизированные слесарно-сборочные (гаечные ключи, напильники, зубила, пневматические гайковерты и др.) и измерительные (штангенциркули, микрометры и др.) инструменты. Слесарь 2-3 разряда выполняет резку заготовок из прутка, сверление отверстий на простом сверлильном станке, нарезание резьбы метчиками и плашками, соединение деталей и узлов пайкой и клепкой, притирку деталей средней сложности, испытание узлов и механизмов на специальных установках. Эти работы выполняются с невысоким классом точности (5-7). Слесарь 4-6 разряда более ответственные и сложные работы. Производит сборку и регулировку особо сложных машин, статическую и динамическую балансировку ответственных деталей и узлов, производит расчет зубчатых сцеплений, выявляет и устраняет дефекты сборки, участвует в составление паспорта на собираемые и испытываемые машины. Работает индивидуально или в составе бригады, чаще всего в закрытом помещении. На крупных предприятиях возможна работа на конвейере. Требования к индивидуальным особенностям специалистаДля успешной профессиональной деятельности необходимы достаточная физическая сила, хорошая мышечная чувствительность, подвижность кистей, пальцев рук и согласованность их движений, хороший линейный и объемный глазомер, умение сосредоточить внимание, хорошая образная память, развитое техническое и наглядно-действенное мышление, способность представить их в различных проекциях). Медицинские противопоказанияДеятельность не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями сердца, суставов, легких и дыхательных путей, болезнями опорно-двигательного аппарата, кожи, имеющим дефекты зрения и слуха (низкая острота зрения, устойчивость ясного видения и т.п.), аллергию на запахи машинных масел, эмульсий и т.п., нервно-психическими заболеваниями. Требования к профессиональной подготовкеТребуется знание основ физики (особенно механики, гидравлики), математики (геометрии), технического черчения. Необходима подготовка в области технологии металлов, знание принципов работы машин, механизмов и станков, устройства и назначения контрольно-измерительных инструментов, владение навыками обработки металлов, их разметки, термообработки, сварки. Пути получения профессииПрофессию можно получить в профессиональных училищах, лицеях; учебных комбинатах.
СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЕЙ
Общая характеристика профессииРабота в системе "человек-техника". Производит техническое обслуживание, разборку, ремонт, замену, сварку, сборку и регулировку узлов автомобилей. Выполняет операции по смазке и смене рессор и радиаторов, сверлению отверстий и нарезанию резьбы, изготовлению прокладок. Осуществляет установку приборов и агрегатов электрооборудования по схеме, включение их в сеть, установку зажигания на распределителях, их проверку на стенде, регулировку и устранение дефектов. Выполняет разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов проверку свечей на искрообразование, пропитку и сушку изоляционных обмоток приборов и агрегатов электрооборудования. Производит обкатку на стенде и пробеговые испытания автомобилей после ремонта. Оформляет приемо-сдаточную документацию. К работам по 2-3 разряду относятся опиловка, промывка, чистка и смазка деталей, зачистка заусенцев, смена тормозных колодок, сцепления, масел. Слесарная обработка производится по 4-7 классам точности. Слесарь 5-6 разряда выполняет переборку двигателей, коробок и других сложных и ответственных агрегатов автомобилей. При этом должен обеспечиваться 1 класс точности обработки. Работа преимущественно посменная, индивидуальная, в помещении и на открытом воздухе. Характерны неудобные рабочие позы, поднятие и перемещение тяжелых предметов, наличие запахов масел, бензина и др. Профессия имеет 2-6 разряды. Требования к индивидуальным особенностям специалистаНеобходимы физическая выносливость и сила, хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный),подвижность, координированность и точность движений кистей и пальцев рук, тонкая мышечная и слуховая чувствительность, хорошая образная и оперативная память, технический интеллект, высокий объем и распределение внимание, дисциплинированность и ответственность. Медицинские противопоказанияРабота не рекомендуется людям с тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной системы, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, аллергическими заболеваниями, выраженными дефектами зрения и слуха, серьезными нервно-психическими расстройствами. Требования к профессиональной подготовкеТребуется хорошая подготовка по физике (особенно механике и гидравлике), а также математике и черчению в объеме средней школы. Необходимо знание правил техники безопасности; основ электротехники и металловедения, действующих технических условий, допусков, посадок, классов точности и чистоты обработки; основ экономики и организации ремонтных работ; устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок; правил эксплуатации используемого оборудования. Необходимы навыки обработки металла резанием и желательны навыки вождения автомобиля.
СЛЕСАРЬ-ИНСТРУМЕНТАЛЬЩИК Общая характеристика профессииРабота в системе «человек-техника» и «человек-знак». Изготовление и ремонт инструментов и приспособлений: резцов, фрез, штангенциркулей, микрометров, лекал, штампов и шаблонов. Изготовление сложного и точного инструмента и приспособлений с применением специальной технической оснастки и шаблонов. Слесарная обработка деталей с применением универсальной оснастки. Разметка и вычерчивание фигурных деталей. Термическая обработка и сборка изделий из готовых деталей. Профессия имеет 2-6 разряды. Требования к индивидуальным особенностям специалистаК профессионально важным качествам относятся: сенсорная память, аккуратность, точность, хороший глазомер, развитая координация пальцев рук, быстрота реакции, тактильная чувствительность, наблюдательность, творческое отношение труду, способность к самоконтролю. Медицинские противопоказанияМедицинскими противопоказаниями являются: нарушение координации движений; заболевания органов зрения, осязания, костно-мышечного аппарата; порок сердца; слабые легкие. Требования к профессиональной подготовкеДолжен знать основы технического черчения; методы расчетов и геометрических построений для изготовления инструмента; системы допусков и посадок; классы точности и чистоты обработки; свойства инструментальных и конструкционных сталей различных марок; устройство и правила применения контрольно-измерительной аппаратуры и приборов; влияние температуры детали на точность измерения; способы термической обработки инструментальных и конструкционных сталей. Пути получения профессииСпециальность можно получить в профессионально-технических училищах, технических колледжах, учебных центрах и на курсах. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельностиСлесарь-инструментальщик может создать малое предприятие по ремонту и наладке различных видов производственной, бытовой и другой техники. Родственные профессии (специальности)Различные слесарные и станочные специальности.
СТАНОЧНИК ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ Общая характеристика профессииРаботает в системах "человек-техника" (обработка технических объектов) и "человек-знак" (использование справочных материалов, чертежей, произведение измерений, расчетов). Работает на металлообрабатывающем производстве, в ремонтных мастерских, ремонтных цехах различных производств. Специальность возникла в связи с необходимостью оперативного изготовления небольших партий деталей разной сложности для ремонта станков и механизмов. Станочник широкого профиля обрабатывает детали из металла и других материалов на токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовочных станках. Руководствуясь чертежом детали, определяет последовательность ее изготовления. Подбирает необходимые для этого инструменты. Использует справочники и производит необходимые расчеты. Выбирает режим резания, проводит наладку станка, устанавливает инструмент и заготовку, проводит обработку детали. Выверяет с помощью оптических приборов размеры детали и качество ее обработки. Использует ручные инструменты, механическое оборудование (токарные, сверлильные, фрезерные, шлифовальные станки) и измерительные приборы. Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение "стоя". Вредными факторами являются высокий уровень шума и запыленность воздуха. Возможны микротравмы кистей рук. Профессия имеет 2-6 разряды. На экспериментальном производстве станочникам высокой квалификации может быть присвоен 7 и 8 разряд. Требования к индивидуальным особенностям специалиста Физическая сила, нормальная острота зрения и слуха, точное цветоразличение, тонкая осязательная и кинестетическая чувствительность, точный линейный и объемный глазомер, точная зрительно-двигательная координация (на уровне движений обеих рук), хорошее пространственное воображение и наглядно-образное мышление. Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям, имеющим болезни: сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, сердечная недостаточность и др.); органов пищеварения (язвенная болезнь, хронический гастрит и др.); опорно-двигательного аппарата (хронический ревматизм, деформации грудной клетки и др.); нервной системы (обмороки, менингит и др.); органов зрения (пониженные острота зрения и цветоразличение, нарушение бинокулярности и др.); органов слуха (пониженная острота слуха). Требования к профессиональной подготовке Должен знать геометрию, тригонометрию, физику, черчение (в объеме средней школы), основы материаловедения, теории сопротивления материалов, электротехники, технической механики, технических измерений; устройство, правила наладки станков и проверки их на точность, устройство и правила использования измерительных инструментов, технологию термообработки, заточки, доводки инструмента; принципы калибрования профилей деталей, классы точности и чистоты обработки.Он должен уметь "читать" чертежи. Пути получения профессии Профессиональные училища (3 разряд). На производстве действуют курсы повышения квалификации, по окончанию которых присваивается очередной разряд.
Общая характеристика профессииРабота в системе "человек-техника". Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, а также нарезание резьбы, сверление, зенкирование, калибровку, используя в качестве заготовок металл и другие материалы. Определяет или уточняет скорость и глубину резания, выбирает режущий инструмент с учетом свойств материала и конфигураций резца, закрепляет (выставляет) его, регулирует процесс обработки. Обеспечивает соответствие детали размерам, указанным на чертеже, заданную чистоту и точность. Применяет оснастку, измерительный инструмент, в том числе сложные приборы (индикаторы, микрометры). В группу токарных станков входят станки, выполняющие как отдельные, так и универсальные операции (различные виды токарной обработки, фрезерные, сверлильные и др. операции). В соответствии с этим различают группы токарных специальностей: токарь-универсал, токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь-расточник. Наиболее квалифицированной является специальность токаря-универсала, работающего на токарно-винторезных станках и выполняющего все операции. Токарь работает в помещении, на постоянном рабочем месте. Работа индивидуальная. Сопровождается воздействием профессиональных вредностей (повышенный уровень шума, металлическая пыль, пары эмульсии и масла в воздухе). Профессия имеет 2-6 разряды. Требования к индивидуальным особенностям человека Должен обладать острым зрением, точным линейным и объемным глазомером, хорошей зрительно-моторной координацией, техническим мышлением, пространственным воображением, устойчивостью внимания. Медицинские противопоказания Профессия противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата (плоскостопие, радикулит и др.), сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхательных органов (бронхиальная астма), а также сниженным зрением (не компенсируемым очками), повышенной чувствительностью к воздействию химических веществ. Требования к профессиональной подготовке Токарь должен иметь хорошую подготовку по арифметике и геометрии, в области физики (механика, электротехника). Он должен знать конструкцию и правила проверки на точность токарных станков различных конструкций; способы установки, крепления, выверки деталей и методы определения технологической последовательности их обработки; устройство и правила теплообработки, заточки и доводки всех видов режущего инструмента; способы достижения установленной точности и чистоты обработки; правила определения режимов резания по справочникам и паспорту станка. Токарь должен уметь выполнять работы по чертежам. Пути получения профессии Обучение по профессии можно пройти в профессионально-технических училищах, технических колледжах, школах и специализированных курсах. Общая характеристика профессииРабота в системе "человек-техника" (обработка технических объектов) и "человек-знак" ("чтение" чертежей, проведение расчетов). Выполняет на фрезерном станке обработку металлических изделий. По чертежам детали и технологической карте определяет последовательность обработки детали. Настраивает станок: устанавливает фрезу и заготовку, задает число оборотов, скорость подачи заготовки, глубину фрезерования. Выполняет механическую обработку детали. С помощью измерительных инструментов проверяет соответствие обработки заданным параметрам. Использует электромеханическое оборудование (фрезерный станок) и измерительные инструменты. Работает индивидуально. Возможны немногочисленные контакты с коллегами. Работа в помещении. Рабочая поза - стоя, фиксированная. Вредным фактором является высокий уровень шума. Профессия имеет 2-6 разряды. Требования к индивидуальным особенностям специалистаНормальная острота зрения, зрительно-двигательная координация на уровне движений рук, точный линейный и объемный глазомер, способность к концентрации внимания, хорошая зрительная память, развитое наглядно-образное мышление, пространственное воображение. Медицинские противопоказанияРабота не рекомендуется людям с заболеваниями: органов дыхания (туберкулез, хроническая пневмония и др.); сердечно-сосудистой системы (гипертония, пороки сердца и др.); нервной системы (менингит, обмороки и др.); опорно-двигательного аппарата (деформация позвоночника, хронический ревматизм и др.); органов зрения (некомпенсируемое понижение показателей зрения); кожи с локализацией на кистях рук (экзема и др.). Требования к профессиональной подготовкеДолжен знать основы геометрии, тригонометрии, черчения; материаловедение, теорию обработки металлов; устройство, принципы работы и наладки фрезерных станков; приемы проведения измерений с использованием измерительных инструментов; систему допусков, классы точности и шероховатости. Должен уметь "читать" чертежи; настраивать фрезерных станок по заданной технологии обработки изделия; обрабатывать заготовки на фрезерном станке; пользоваться измерительными инструментами. Пути получения профессииПрофессиональные технические училища, лицеи; на рабочем месте.
ЭЛЕКТРОГАЗОСВАРЩИК
|
1а. |
Ухаживать за животными. |
или |
1б. |
Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать). |
2а. |
Помогать больным. |
или |
2б. |
Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин. |
3а. |
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок. |
или |
3б. |
Следить за состоянием и развитием растений. |
4а. |
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и др.). |
или |
4б. |
Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать. |
5а. |
Обсуждать научно-популярные книги, статьи. |
или |
5б. |
Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты). |
6а. |
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы). |
или |
6б. |
Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных). |
7а. |
Копировать рисунки, или настраивать музыкальные |
или |
7б. |
Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т.п. |
8а. |
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) |
или |
8б. |
Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
|
9а. |
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище. |
или |
9б. |
Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках. |
10а. |
Лечить животных |
или |
10б. |
Выполнять вычисления, расчеты. |
11а. |
Выводить новые сорта растений. |
или |
11б. |
Конструировать, новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а. |
Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
|
или |
12б. |
Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок. |
13а. |
Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. |
или |
13б. |
Наблюдать, изучать жизнь микробов. |
14а. |
Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты. |
или |
14б. |
Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.д. |
15а. |
Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) |
или |
15б. |
Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях |
16а. |
Делать лабораторные анализы в больнице. |
или |
16б. |
Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
|
17а. |
Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий. |
или |
17б. |
Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов. |
18а. |
Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. |
или |
18б. |
Играть на сцене, принимать участие в концертах. |
19а. |
Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания. |
или |
19б. |
Заниматься черчением, копировать чертежи, карты. |
20а. |
Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада. |
или |
20б. |
Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
1а |
1б |
2а |
2б |
3а |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Сумма Ч-П- |
Сумма Ч-Т- |
Сумма Ч-Ч- |
Сумма Ч-З- |
Сумма Ч-Х- |
Обработка результатов
После заполнения “Листа ответов” подсчитайте число знаков “+” в каждом вертикальном ряду (таких рядов пять в соответствии с типами профессий) и проставьте полученные суммы в нижних клетках листа (рядом с буквенной аббревиатурой).
Вопросы в первом столбце относятся к профессиям типа “человек-природа”, во втором - “человек-техника”, в третьем - “человек-человек”, в четвертом - “человек-знаковая система”, в пятом - “человек-художественный образ”.
Сумма баллов (“+”) будет показателем степени выраженности вашей осознанной склонности к одному из типов профессий (П, Т, Ч ,З, Х). Максимальная сумма баллов указывает на преобладание интересов, а возможно, и склонностей к той или иной сфере деятельности.
Результаты, полученные по данному тесту, помогают ограничить круг выбираемых профессий теми или иными областями в соответствии с интересами и склонностями.