Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная школа №1 г. Петушки |
||||||||||||||||||||||
Учителям | ||||||||||||||||||||||
|
«Природа - наш дом родной» Цели: · расширить знания детей о природе; · раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; · воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу; · развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление. Оборудование: · запись «Птичьи голоса»; · рисунки цветов, грибов, ягод, животных; · Красная книга; · ПК и проектор Лес – наше богатство. Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости. Звучит стихотворение С. Погореловского « Лес». (птичьи голоса) Здравствуй, лес, Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чём шумишь листвою Ночью тёмной, грозовою, Что нам шепчешь на заре Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой не упусти: Ты же видишь, мы свои. Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из записи «Птичьи голоса». - Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники. -Сегодня на нашей игре встречаются две команды: « Солнышко» и « Радуга». Оценивать вас будет опытное жюри по пятибалльной системе. -Итак, я открываю первую страницу устного журнала. Она называется: «Что в лесу растёт, кто в лесу живёт.» - Что собой представляет лес? ( ответы) ( фильм о лесе ) - Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим. Конкурс 1. « Загадочный» ( разминка) (загадки о деревьях, кустарниках, травах.) 1) Белые овечки Бегают по свечке. (Верба ) 2) Что же это за девица: Ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? ( ель ) 3) С этих шариков пушистых Полетят парашютисты. ( одуванчик ) 4) Ни кто не пугает, А вся дрожит. ( осина ) 5) Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. ( берёза ) 6) Самое сладкое дерево наших лесов. ( липа ) (картинки растений на слайдах) - Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт. Конкурс 2. «Кто и где живёт». *Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.) *Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.) *Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук) *Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк). *Лесной доктор. (Дятел). *Лесной санитар. (Муравей.) - Ребята, к нам пришли письма из леса. Вот два письма. Нужно узнать кто их написал.(каждой группе по письму) Конкурс 3. « Почтовый ящик.» (письма в конвертах) Конкурс 4. «Загадочное животное.» - Расшифруйте названия животных.
Ученик: Бежит тропинка через лес, Ныряет вправо, влево. Куда ни глянь, цветы вокруг, Да по колено травы. Конкурс 5. «Ромашка.» ( У ромашки отрывают лепестки. ) - На лепестках на тему « Легенды о растениях.» группы по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос. 1) В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. ) 2) Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. ) 3) Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. ( Ромашки. ) 4) Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.) - Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше. Ученик: На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами понято было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали…. - Ребята, надо ли рвать цветы? ( Ответы детей.) Читает стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна: Я должен над цветами поклониться Не для того, чтоб рвать, или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица И доброе лицо им показать. - Помните это, дети! - Следующий конкурс №6 «Эрудит.» 1) Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. ) 2) Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.) 3) Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? ( Они являются кормом и лекарством для многих животных.) 4) Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.) 5) Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.) 6) Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.) -И последний конкурс на этой странице № 7 « Жалоба». - Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.
Открывается вторая страница нашего журнала « Дары леса». - Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?! 1 задание. Игра « По грибы, по ягоды». - Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать. · Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.) · В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. ) · Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. ) · Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. ) Задание 2 «Дары леса». Кроссворд.
Физминутка: В лесу. Вверх руки подняли и покачали Это деревья в лесу. Низко присели, вниз посмотрели Это жучок пьёт росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят, Где они сядут, тоже покажем . Сели все дружно назад. - Перелистываем следующую страницу 3 , а называется она « Лесная аптека». - В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней. - Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей ) Ответьте на вопросы: 1. Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. ) 2. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. ) 3. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.) 4. Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. ) - Я бы хотела немного добавить: · Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства. · Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи. · Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки. · Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении. · Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение. · Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит. - Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье. 4 страница – « Красная книга». Учитель показывает « Красную книгу». - Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.) - В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще. - Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? ( ответы детей ) - А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке ( показываю и называю). Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка, Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская, женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава). - Неужели наступит весна без пения птиц, лето - без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе. - Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?» - Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда рисует Памятки: · НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей. · НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими. · НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают. · НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных. · НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки. · НЕ разоряй птичьи гнёзда. · НЕ разоряй муравейники. · НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков. · НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов. · В лесу старайся ходить по тропинкам. Ученики читают стихотворения: Если в лес пришёл гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверюшки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришёл не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость. Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам не враги! Помоги лесным зверюшкам, Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверёк – Будь то ласка иль хорёк, Ёж лесной, речная рыба – Скажет: « Ты – мой друг! Спасибо!» - Белла Дижур написала « Жалобную книгу природы».Это грустная книга. А многие её страницы – даже страшные. « Рыбные кладбища. SOS! – кричат реки». Таковы названия некоторых глав. И всё - таки писательница заканчивает свою книгу с надеждой. Она верит, что разум и доброта победят. Стихотворение Станислава Куняева читают дети: Я люблю тебя большое время, Но прошу – прислушайся ко мне: Не губи последнего тайменя, Пусть гуляет в тёмной глубине. Не губи последнего болота, Загнанного волка пощади, Чтобы на земле осталось что-то От чего щемит в моей груди. - Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Звучит финальная песня. Чтоб могли
цветы расти Другом ты природе будь: Мусор ты не оставляй Всем на свете наконец - Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Разработала и провела учитель нач. классов Садовникова А.А. |